Дорожно-транспортный травматизм

Одной из ведущих причин непосредственной гибели от травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

По данным, приведенным Всемирной Организации Здравоохранения в «Глобальном докладе о состоянии дорожного движения в мире в 2015 году», в результате дорожно-транспортных происшествий в мире гибнет ежегодно около 1,25 миллиона человек, а от 20 до 50 миллионов получают травмы или становятся инвалидами.

Почти половина (49%) случаев смертей в результате дорожно-транспортных происшествий в мире приходится на долю «уязвимых участников дорожного движения» — пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

По мере увеличения средней скорости передвижения возрастает вероятность аварий и степень тяжести последствий, особенно для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Для взрослого пешехода риск гибели составляет менее 20% при наезде автомобиля на скорости менее 50 км/час, и почти 60% при  ударе на скорости 80 км/час.

Ношение мотоциклетных шлемов, как водителем, так и пассажиром, способствует снижению риска гибели на 40% и снижению риска тяжелых травм примерно на 70%.

Управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии повышает вероятность ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами.

Использование ремней безопасности способствует снижению риска смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении  и риск серьезных травм на 40-45%.

Детские удерживающие устройства способствуют снижению вероятности смерти в результате аварии примерно на 90%.**

Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а смертность составляет 15-20%,  причем в 50% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев — в процессе транспортировки, в 6% случаев — в приемных отделениях и в 30-40% случаев — в других отделениях стационаров.

Смертность пострадавших в ДТП пациентов в стационаре в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это связано с тем, что основными повреждениями при ДТП являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%).  Особо следует отметить высокую частоту травм головы — до 50% у пострадавших.

По данным МВД Республики Беларусь в  сравнении с аналогичным периодом 2017 года в республике зарегистрировано снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (с 2353 до 2311; -1,8%), погибших (с 380 до 356;  -6,3%) и раненных (с 2531 до 2522;  -0,4%) в них людей.  

Большое значение в снижении ДТП в Республике Беларусь сыграло принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 внесены изменения в Правила дорожного движения: увеличение до 50 часов обучение практическому вождению, обязательное использование детских удерживающих устройств (детских автомобильных кресел),  использование зимних шин,  введение новой разметки для организации движения велосипедистов.

** По материалам ВОЗ «Доклад о состоянии дорожного движения в мире 2015».

Войтешонок Н.И., врач-валеолог

 

 

 

 

 

 

 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта
Контраст