Дорожно-транспортный травматизм
Одной из ведущих причин непосредственной гибели от травм являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП).
По данным, приведенным Всемирной Организации Здравоохранения в «Глобальном докладе о состоянии дорожного движения в мире в 2015 году», в результате дорожно-транспортных происшествий в мире гибнет ежегодно около 1,25 миллиона человек, а от 20 до 50 миллионов получают травмы или становятся инвалидами.
Почти половина (49%) случаев смертей в результате дорожно-транспортных происшествий в мире приходится на долю «уязвимых участников дорожного движения» — пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.
По мере увеличения средней скорости передвижения возрастает вероятность аварий и степень тяжести последствий, особенно для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Для взрослого пешехода риск гибели составляет менее 20% при наезде автомобиля на скорости менее 50 км/час, и почти 60% при ударе на скорости 80 км/час.
Ношение мотоциклетных шлемов, как водителем, так и пассажиром, способствует снижению риска гибели на 40% и снижению риска тяжелых травм примерно на 70%.
Управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии повышает вероятность ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами.
Использование ремней безопасности способствует снижению риска смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении и риск серьезных травм на 40-45%.
Детские удерживающие устройства способствуют снижению вероятности смерти в результате аварии примерно на 90%.**
Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а смертность составляет 15-20%, причем в 50% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев — в процессе транспортировки, в 6% случаев — в приемных отделениях и в 30-40% случаев — в других отделениях стационаров.
Смертность пострадавших в ДТП пациентов в стационаре в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это связано с тем, что основными повреждениями при ДТП являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%). Особо следует отметить высокую частоту травм головы — до 50% у пострадавших.
По данным МВД Республики Беларусь в сравнении с аналогичным периодом 2017 года в республике зарегистрировано снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (с 2353 до 2311; -1,8%), погибших (с 380 до 356; -6,3%) и раненных (с 2531 до 2522; -0,4%) в них людей.
Большое значение в снижении ДТП в Республике Беларусь сыграло принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 внесены изменения в Правила дорожного движения: увеличение до 50 часов обучение практическому вождению, обязательное использование детских удерживающих устройств (детских автомобильных кресел), использование зимних шин, введение новой разметки для организации движения велосипедистов.
** По материалам ВОЗ «Доклад о состоянии дорожного движения в мире 2015».
Войтешонок Н.И., врач-валеолог