Компьютерная зависимость
Покупая компьютер люди радуются: открывается столько новых возможностей! Но если в доме есть подростки, то порой очень часто семья сталкивается с компьютерной зависимостью.
В чем ее особенность? В 13–15 лет для подростка, увлеченного компьютером, круг друзей сужается, интерес общения со сверстниками вызван лишь компьютерными играми.
Компьютерные игры относятся к аутистическим (уход в себя) видам занятий, и со временем у подростка может возникнуть проблема с социальной адаптацией. Ему будет трудно выстроить доброжелательные отношения со сверстниками, конфликтной станет учеба, исчезнут все другие интересы. Конструируемый компьютерными программами виртуальный объект называется симулякр, он более детализирован, он преувеличивает реальность, в нем жизни больше, чем в «реальном» объекте. Сидящий у монитора работает с реальными инструментами легко и быстро, все делает играючи, а в жизни это часто не удается. Действия подростка в игре не могут причинить вред. Здесь есть возможность стать бессмертным. И это притягивает подростков. Монстры в стрелялках фиксируются в сознании подростков. Любой, сидящий за игрой до полуночи, скажет вам, что и в сновидениях он продолжает отстреливаться от нападающих, чувствует автомат в руках, как реальный предмет, это ощущение сохраняется при пробуждении.
Клеточная структура мозга у детей, особенно его кора, — еще незрелая, соответственно, и психика ребенка такая же. Необщительные, замкнутые дети чаще «уходят в себя», игра для них — некий личный успех. В ней никто не допускает обидных оценок, можно забыться и уйти от проблем.
Самая крупная в мире ассоциация психологов — американская APA —пришла к выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь.
Ассоциация заключила, что «игровое» насилие провоцирует «агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи».
Как определить ту тонкую грань, когда безобидное увлечение компьютерными играми перерастает в зависимость?
Все причины, которые могут предрасполагать к формированию интернет-зависимости можно условно разделить на 3 группы: психологические, наследственные, социальные.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе интернет-зависимых людей:
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
- ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
- ложь друзьям, одноклассникам и членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой;
- хорошее самочувствие или эйфория от предвкушения «общения» с компьютером; нежелание и даже невозможность «оторваться» от него ни на минуту.
Разумеется немаловажную роль в развитии и формировании компьютерной зависимости играет, помимо психологических причин, наследственная предрасположенность. У подростка, чьи родственники страдали от любого вида зависимости (психоактивные вещества, зависимый тип поведения и межличностных взаимодействий), вероятность формирования компьютерной зависимости в разы выше.
Социальные факторы, влияющие на формирование компьютерной зависимости, это уменьшение внимания и контроля со стороны родителей, в связи с необходимостью много времени уделять работе, недостаточность организации досуга для школьников во внеурочное время, когда дети предоставлены сами себе, влияние средств масс-медиа, которые внедряют понятие «нормальности» образа погруженного в компьютерный мир подростка.
Сегодня много говорят о счастье. Все подростки хотят быть счастливыми. Но в жизни случается разное: горе, испытания. Когда ребенок видит мало утешительного в обыденной жизни, то придумывает свой мир, в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы, компьютерные игры существенно облегчают эту задачу.
Древнегреческий философ Диоген Синопский учил противопоставлять ударам судьбы — мужество, закону — природу, страстям — разум. Компьютерные герои в этом плохие учителя.
Нашим детям надо не убегать от реальности, а окунаться в нее, чтобы в последствии выстоять в жизни.