Отдел гигиены

Боль и быль: Чернобыль

Чернобыль… Ровно 30 лет назад, 26 апреля 1986 года это страшное слово прозвучало на всю планету, возвестив миру о самой масштабной катастрофе ХХ века – аварии на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС, унесшей жизни сотен людей, навсегда изменившей жизнь миллионов людей, укравшей детство, уничтожившей целые города и села.

В результате аварии произошел выброс в окружающую среду 40 видов короткоживущих и долгоживущих радионуклидов, в том числе изотопов урана, плутония-239 (период полураспада 24 тыс. лет), йода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 30,2 года), стронция-90 (период полураспада 29 лет). Образовавшееся в результате выброса радиоактивных веществ радиоактивное облако прошло над несколькими странами. Выброс длился 3 месяца, неравномерно в разные дни, основной выброс произошел до 10 мая 1986 года: только в течение 2-х дней 26-27 апреля 1986 года в атмосферу было выброшено 10-15 млн.Ки. В момент взрыва в реакторе было 18 млрд.Ки, из них 4 млрд.Ки легколетучих радионуклидов. Активность всех выброшенных радионуклидов, по оценке специалистов, составила 300 млн.Ки.

В первые недели после аварии высокие уровни радиации наблюдались на всей территории Беларуси. В последующий период, включая настоящее и обозримое будущее, радиоэкологическая обстановка в республике определяется долгоживущими изотопами. В их числе и цезий-137, которым непосредственно после аварии было загрязнено 23% территории республики, где проживало около 2 миллионов человек. В результате бета-распада плутония-241 на радиоактивно загрязненных территориях происходит образование америция-241. В настоящее время вклад америция-241 в общую альфа-активность составляет 50%. Рост активности почв, загрязненных трансурановыми изотопами, за счет америция-241 будет продолжаться до 2060 года и его вклад составит 67%. В частности, в 2086 году альфа-активность почвы на загрязненных плутонием территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период.

Карты выпадений йода-131 и географическое распределение случаев рака щитовидной железы свидетельствуют, что «йодному удару» подверглось практически все население Беларуси.

Чтобы говорить о неопасности радионуклида, должно пройти 10 периодов полураспада, при которых плотность загрязнения им снизится в 1048 раз.

Наибольшие дозы облучения получили примерно 1000 человек, находившихся рядом с реактором в момент взрыва и принимавших участие в аварийных работах в первые дни после него. Эти дозы варьировались от 2 до 20 Гр и в ряде случаев оказались смертельными. Большинство ликвидаторов, работавших в опасной зоне в последующие годы, и местных жителей получили сравнительно небольшие дозы облучения на все тело. Для ликвидаторов они составили, в среднем, 100 мЗв, хотя иногда превышали 500. Дозы, полученные жителями, эвакуированными из сильно загрязненных районов, достигали иногда нескольких сотен миллизиверт, при среднем значении, оцениваемом в 33 мЗв. С позиций классической радиобиологии (науки, изучающей действие радиации на живые организмы) эти дозы не должны были нанести серьезного вреда здоровью человека. И действительно, наблюдения первых дней после аварии не обнаруживали симптомов, характерных для лучевой болезни. Однако последующие, теперь уже многолетние, наблюдения за здоровьем ликвидаторов и населения загрязненных районов показали, что общая заболеваемость достоверно повышена. В то же время по биохимическим и функциональным показателям не наблюдалось монотонной зависимости отклонений от степени загрязнения территории. Такие результаты, с позиций классической радиобиологии, свидетельствовали об отсутствии радиационного повреждающего эффекта. В связи с этим появились многочисленные попытки объяснить плохое самочувствие жителей на загрязненных территориях действием других факторов: радиофобией, плохим питанием, вредными привычками, а самим гражданам приписывалось стремление получить незаслуженные льготы.

В настоящее время большинство жителей загрязненной зоны получает менее 1 мЗв в год сверх естественного фона. В 2015 году индивидуальный дозиметрический контроль (ИДК) критических групп населения, условия труда которых связаны с работой вне помещений (механизаторы, полеводы, животноводы и др.), проводился на 7 административных территориях Гомельской области (Брагинский, Ветковский, Добрушский, Кормянский, Наровлянский, Хойникский, Чечерский районы) в населенных пунктах, где среднегодовые дозы за счет внешнего облучения могут превысить 5 мЗв/год.  ИДК было охвачено 240 человек. Среднегодовые дозы критических групп населения в 2015 году составили от 0,28 до 0,49 мЗв/год. Максимальная доза внешнего облучения зарегистрирована в Брагинском районе и составила 0,72 мЗв/год.

Оценка состояния здоровья, пострадавшего от чернобыльской катастрофы населения Беларуси проводится путем анализа результатов организованной Минздравом Республики Беларусь специальной диспансеризации более полутора миллионов человек. Особый контроль осуществляется за состоянием здоровья участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, которых сейчас в Беларуси около 100 тысяч человек. Сравнение показателей общей заболеваемости показывает, что относительный риск быть больным у них более чем в 2 раза выше, чем у взрослого населения Беларуси почти по всем видам заболеваний.

26 апреля – Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, который провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2003 года. Жертвуя собой, тысячи наших соотечественников приняли участие в ликвидации аварии на ЧАЭС: сборе уранового топлива, дезактивации загрязненных помещений, конструкций, территорий, строительстве защитного укрытия над четвертым энергоблоком. Нынешний защитный саркофаг был построен над разрушенным блоком летом 1986 года и является временной защитной конструкцией. Его планировалось заменить через несколько лет после установки.  Украина начала строительство нового саркофага над аварийным блоком Чернобыльской атомной станции в 2012 году, но до настоящего момента из-за недостаточного финансирования строительство не закончено.

Пройдет еще ни один десяток лет, но авария на ЧАЭС так и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой, потому что и спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе: это уже в прошлом, а теперь все хорошо. Низкий поклон и вечная память героям-ликвидаторам Чернобыльской аварии, всем, кто спас мир от ядерной катастрофы.

Виниченко Н.В., помощник врача-гигиениста

 

 

чернобыль

Фото: https://news.vice.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *