Актуально

К 100-летию санитарной службы Гомельской области

В дореволюционной Беларуси санитарных органов практически не было. Врачебная организация содержалась в губерниях управлением по делам земского хозяйства и была предназначена для оказания лечебной помощи населению.

Санитарно-профилактическая работа частично допускалась лишь в губернских городах. Например, в Могилёве разрешалось чтение лекций с целью санитарного просвещения. На таких лекциях в качестве обязательного слушателя присутствовал полицейский. У него был текст, предварительно составленный лектором и одобренный городским начальством. При всяком уклонении лектора от контрольного экземпляра полицейский призывал его к порядку, а после трёх замечаний прекращал лекцию.

В начале XX века Могилёвская губерния была в числе 14 наиболее неблагополучных губерний России по сыпному тифу. Второе место (после Минской губернии) занимала она и по малярии. Ещё более ухудшилось санитарно-эпидемиологическое состояние во время первой мировой войны, в период гражданской войны и белопольской интервенции. Неизменные спутники голода, всеобщей разрухи и истощения людей – сыпной, возвратный и брюшной тифы, малярия, оспа, дифтерия, туберкулёз, венерические заболевания, трахома, чесотка, парша – приняли характер эпидемий.

Трудно представить, что в 1922 году центральное водоснабжение было лишь в Гомеле и Могилёве, причём водой из артезианских скважин снабжалось 60 % населения Гомеля и 30 % населения Могилёва. В остальных населённых пунктах водоснабжение было колодезное или речное. Канализации в губернии не было.

В невероятно тяжелых условиях проводилось изучение санитарно-эпидемического состояния территории, разрабатывались планы противоэпидемических мероприятий, создавались подвижные формирования (прививочные, дезинфекционные и противоэпидемические отряды) для борьбы с эпидемиями, свирепствовавшими на территории Беларуси.

 Место рождения Гомель.

Идея образования службы, которая занималась бы организацией борьбы с заразными болезнями, надзором за санитарным состоянием территорий, качеством пищевых продуктов принадлежит Константину Юлиановичу Кононовичу.

В 1910 году в Могилёве на базе санитарно-дезинфекционного бюро он создал своего рода прообраз санитарной станции. Когда в 1920 году губернский центр был переведён из Могилёва в Гомель, Константин Юлианович Кононович продолжил эту работу в нашем городе. 

Под его руководством были открыты музей санитарного просвещения им. Пирогова (1920 г.) и химико-бактериологическая лаборатория (1921 г.).

В апреле 1922 года он создаёт первую в стране санитарно-эпидемиологическую станцию.

В Госархиве Гомельской области сохранился уникальный документ: выписка из протокола № 26 заседания Губздравотдела об открытии 29 октября 1922 г. санитарной станции.

В назначенный день торжественно, с участием представителей партийных, советских и профсоюзных организаций, газет «Полесская правда» и «Новая деревня» открылась Гомельская санитарная станция им. 5-й годовщины Октябрьской революции – первое в СССР комплексное санэпидучреждение. В Губздраве по этому случаю состоялся семейный вечер с приглашением 120 сотрудников учреждений. Начиналась СЭС с химико-бактериологической лаборатории, созданной в феврале 1921 г. на базе городской и 4 национализированных частных химбаккабинетов.

Санитарная станция разместилась в бывшей больницы приказа общественного призрения (ул. Первомайская), которые удалось капитально отремонтировать при содействии и финансовой поддержке губернской чрезвычайной противохолерной комиссии.

Первым начальником санстанции стал гомельский санитарный врач Лев Соломонович Марголин (чёткость и оперативность работы вновь созданной организации подчеркивала терминология, позаимствованная у железнодорожников: станция, начальник станции).

Вместе с ним работали известные врачи Д.С. Виткин, B.C. Переплётчикова, М.И. Лившиц.

Санитарная станция состояла из химико-бактериологической лаборатории, дезпункта, прививочного отделения и изолятора на 10 коек.

Через год пополнилась пастеровским и противомалярийными отделениями (открыты 15 мая 1923 года), оспенным телятником.

Для перевозки больных и вещей, подлежащих дезинфекционной обработке, станция имела 5 лошадей со специальными летними и зимними экипажами.

В феврале 1923 г. прошел II губернский съезд санврачей. Он обязал санитарную службу вести предупредительный саннадзор не только на городских промпредприятиях, но и на селе,

В 1927 г. создано отделение профгигиены. Его работники осваивали лабораторные и инструментальные исследования метеофакторов, освещения и воздушной среды на промпредприятиях. К этому времени в СЭС работали 9 врачей. Гомельская санэпидстанция первой в стране перешла на дифференцированное обслуживание населения (пищевая, коммунальная, школьная санитария).

В 1920-е годы отсутствовало централизованное снабжение медицинских учреждений дезинфекционным оборудованием.

И снова гомельчане стали первыми. В 1928 г. сотрудники СЭС сконструировали передвижную разборную сухожаровую дезкамеру «Ливмар-1»; организовано ее массовое производство для нужд республики. В начале 30-х годов дезкамеру усовершенствовали и перевели на конную тягу. Создали передвижную бригаду по установке и ремонту дезтехники.

В этом же году сотрудники станции, а также врачи, работавшие в области санитарного просвещения, создали «Научный кружок профилактической медицины».

В 1930-е годы Гомельскую санитарно-эпидемиологическую станцию переименовали в межрайонную, прикрепив к ней 8 сельских районов.

Объём работы был слишком велик, поэтому в 1939 году из её состава была выделена городская, а сама межрайонная станция реорганизована в областную санитарно-эпидемиологическую станцию.

В годы Великой Отечественной войны санитарная станция была разрушена, помещения её сожжены. Восстановление Гомельской областной и городской санитарных станций началось в конце 1943 года. И снова, как 20 лет назад, всё пришлось начинать с нуля: в городе были разрушены почти все строения, выведены из строя водопровод и канализация, электроосвещение.

Население страдало от инфекционных заболеваний: сыпной и возвратный тифы, дизентерия, дифтерия, корь и др. инфекции.

В течение 1944-1945 годов были ликвидированы эпидемические вспышки сыпного и возвратного тифов. За пять послевоенных лет снизилась заболеваемость сыпным тифом снизилась в 430раз, брюшным – в 8 раз, дизентерией – в 6; малярией – в 7,5раза.

Сегодня санитарно-эпидемиологическая служба превратилась в мощную сеть профилактических учреждений.

Светлогорская санитарно-эпидемиологическая станция была основана в 1969 году и 1 октября нашему учреждению исполнилось 53 года. До этого, ее функции выполняла санитарно-эпидемиологическая станция при Паричской, а затем при Светлогорской районной больнице.

Шевцова Т.А., заместитель главного врача