Отдел гигиены

Профилактика нарушений осанки у школьников

«Не сутулься», «не горбься», «сиди ровно» — эти фразы в детстве мы то и дело слышали от родителей. Если успели сами стать родителями — говорим уже своим детям. Но что стоит за этими советами? Так ли важна ровная спина?

Осанка это естественное положение позвоночника относительно вертикальной оси. Правильная осанка  обусловлена не столько позвоночником, сколько  мышцами корпуса тела.  Только крепкая  и развитая мускулатура может удерживать  тело в правильном положении. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

Правильная осанка приводит к равномерному распределению нагрузок на позвоночный столб, что оберегает его от повреждений и различных заболеваний  и  обеспечивает поддержку равновесия тела и отличную координацию движений.  В норме «правильный» позвоночник имеет естественные физиологические изгибы — шейный и поясничный лордозы — изгибы вперёд, грудной и крестовый кифозы — изгибы назад. Физиологические изгибы выполняют роль амортизатора, смягчают резкие колебания тела при беге, прыжках, ходьбе.

Правильную осанку нужно формировать с раннего детства. Ребёнок рождается с прямым позвоночником. Когда малыш начинает лежать на животике и держать головку формируется шейный изгиб, когда учится ползать и садиться – формируется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб появляется, когда ребёнок встаёт на ножки и делает первые шаги.

Причины нарушений осанки многочисленны и разнообразны. В 90% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Кроме того, дефекты осанки могут стать следствием патологических изменений опорно-двигательного аппарата  врожденного характера. Нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата происходят чаще всего в период  интенсивного роста ребенка  в 5-7 лет  и 12-14-16 лет.

Углубленным медицинским осмотрам в 2016 году подлежало 8436 школьников г. Светлогорска  и Светлогорского района. При анализе материалов медицинских осмотров установлено: в 2016 году по сравнению с 2015 годом, увеличилось количество школьников с нарушением осанки — на 1,7 % (показатель — 96,0 на 1000 обследованных, в 2015г. – 78,7 на 1000 обследованных).

Одной из причин нарушения осанки  является неправильное сидение за партой, школьник наклоняется низко над партой или искривляется в одну или другую сторону. Чаще всего это случается, если мебель не соответствует росту ребенка. Согласно требованиям Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных Постановление министерства здравоохранения Республики Беларусь 27.12.2012  № 206 (с изменениями и дополнениями) ученическая мебель в классах должна быть подобрана в соответствии с ростом учащихся и иметь цифровую и цветовую маркировку.  В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2-3 размеров в соответствии с ростом учащихся, в том числе конторки (конторка – высокий письменный стол с наклонной доской для работы стоя). Школьники   должны знать свой рост, цифру или цвет маркировки ученической мебели, соответствующей их росту. Учителя должны контролировать рассаживание учащихся с учетом их роста и состояния здоровья.

Немаловажным фактором в формировании правильной осанки является подбор мебели для сна — ребёнок должен спать на жёстком матрасе, на животе или спине, а не свернувшись калачиком.

Удобная качественная обувь способствует выработке хорошей осанки. Обувь  должна соответствовать форме и размеру стопы, обязательно наличие каблука (не выше 10-20 мм) и фиксированного задника.

Для профилактики нарушений осанки у детей необходимо следить, чтобы ребенок равномерно нагружал позвоночник при ношении тяжестей (использовать ранец, вместо портфеля). Согласно требованиям Санитарных норм и правил для учреждений общего среднего образования,  масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца) должна предусматриваться не более:

  • 1,5 кг для учащихся 1–2-х классов;
  • 2,0 кг для учащихся 3–4-х классов;
  • 2,5 кг для учащихся 5–6-х классов;
  • 3,0 кг для учащихся 7–8-х классов;
  • 3,5 кг для учащихся 9–11-х (12-х) классов.

Школьникам любого возраста нужно покупать только ранцы с двумя лямками. Ранец должен быть плотно зафиксирован на спине, т.е. иметь ортопедическую спинку. Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника.  Недопустимы для постоянного ношения рюкзаки с одной лямкой через плечо — так нарушается природное равновесие, и неокрепший скелет ребенка искривляется.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов.

Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз).

Поэтому при малейшем подозрении на нарушение правильной осанки, ребенка нужно показать врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше обнаружено нарушение осанки, тем легче его исправить.

Лечение нарушений осанки процесс длительный. Применяются лечебная физкультура, массаж, физиотерапия и другие методы коррекции и лечения нарушений осанки. Не рекомендуется самостоятельно придумывать комплекс упражнений, поскольку некоторые упражнения при нарушении осанки категорически запрещены.

Утренняя гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, пешие прогулки являются самым эффективным средством профилактики нарушений осанки. Физические упражнения укрепляют мышцы спины и живота и формируют крепкий каркас позвоночника.

Сапоненко А.А., врач-гигиенист

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *