Организация рабочего места школьника
Очень важно сохранять правильную осанку в течение дня.
Правильная осанка – это положение тела, которое максимально облегчает позвоночнику его деятельность, обеспечивая поддержку и смягчая внешнее воздействие.
К сожалению, сколько бы нам ни твердили в детстве о том, что «спина должна быть прямой», мало кто, став взрослым, обращает внимание на свою осанку.
И совершенно напрасно!
Если человек постоянно сутулится, втягивает голову в плечи, сидит за столом сгорбившись, то такое положение рано или поздно станет привычным, а отсюда недалеко до нарушений осанки – сутулости, искривления и др.
Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине и груди, суставах и мышцах, головных болей и головокружений. Очень часто человек не связывает эти симптомы с позвоночником и продолжает глотать лекарства, избавляясь от боли, но не от причины.
Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса.
В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушению остроты зрения, осанки.
Рабочее место школьника должно быть правильно организовано:
— при правильной посадке каждая нога всей ступней должна доставать до пола или до подставки, угол между туловищем и бедрами, бедром и голенью – прямой, спина поддерживается спинкой стула, предплечья опираются на крышку парты или стола, имеющую наклон 10-12 градусов, тяжесть головы приходится на позвоночник.
Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся.
Поэтому данный принцип заложен в межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул).
Основные размеры ученической мебели
Номер ученической мебели | Цвет маркировки ученической мебели | Рост учащегося, в см | Размеры ученической мебели | |
Высота ученических столов (парт), в см | Высота ученических стульев, в см | |||
1 | Оранжевый | от 100 до 115 | 46 | 26 |
2 | Фиолетовый | от 115 до 130 | 52 | 30 |
3 | Желтый | от 130 до 145 | 58 | 34 |
4 | Красный | от 145 до 160 | 64 | 38 |
5 | Зеленый | от 160 до 175 | 70 | 42 |
6 | Голубой | свыше 175 | 76 | 46 |
7 | Черный | свыше 185 | 82 (столы) | 50 |
Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, подробно изложены в Методических рекомендациях об использовании ученической мебели (предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся).
В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия.
Войтешонок Н.И., врач-валеолог