Организация рабочего места школьника

Очень важно сохранять правильную осанку в течение дня.

Правильная осанка – это положение тела, которое максимально облегчает позвоночнику его деятельность, обеспечивая поддержку и смягчая внешнее воздействие.

К сожалению, сколько бы нам ни твердили в детстве о том, что «спина должна быть прямой», мало кто, став взрослым, обращает внимание на свою осанку.

И совершенно напрасно!

Если человек  постоянно сутулится, втягивает голову в плечи, сидит за столом сгорбившись, то такое положение рано или поздно станет привычным, а отсюда недалеко до нарушений осанки – сутулости, искривления и др.

Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине и груди, суставах и мышцах, головных болей и головокружений. Очень часто человек не связывает эти симптомы с позвоночником и продолжает глотать лекарства, избавляясь от боли, но не от причины.

Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушению остроты зрения, осанки.

Рабочее место школьника должно быть правильно организовано:

— при правильной посадке каждая нога всей ступней должна доставать до пола или до подставки, угол между туловищем и бедрами, бедром и голенью – прямой, спина поддерживается спинкой стула, предплечья опираются на крышку парты или стола, имеющую наклон 10-12 градусов, тяжесть головы приходится на позвоночник.

Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся.

Поэтому данный принцип заложен в межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул).

Основные размеры ученической мебели

Номер ученической мебели Цвет маркировки ученической мебели Рост учащегося, в см Размеры ученической мебели
Высота ученических столов (парт), в см Высота ученических стульев, в см
1 Оранжевый от 100 до 115 46 26
2 Фиолетовый от 115 до 130 52 30
3 Желтый от 130 до 145 58 34
4 Красный от 145 до 160 64 38
5 Зеленый от 160 до 175 70 42
6 Голубой свыше 175 76 46
7 Черный свыше 185 82 (столы) 50

Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, подробно изложены в  Методических рекомендациях об использовании ученической мебели  (предназначены для специалистов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, медицинских работников, осуществляющих медицинское обслуживание учащихся).

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия.

Войтешонок Н.И., врач-валеолог

 

 

 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта
Контраст