2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – одно из тех тяжелых заболеваний, которое кроме утраты психического здоровья, имеет ряд социально неблагополучных последствий:

  • проблемы социальной адаптации;
  • проблемы обучения, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки;
  • значительное снижение качества жизни;
  • высокий уровень инвалидности;
  • наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза аутизм) для семьи и ближайшего окружения пациента.

Основными особенностями расстройств при аутизме являются:

1.Нарушения коммуникации. Без установления взаимодействия эмоционального контакта, обучение и воспитание аутичных детей становится практически невозможным.

2.Нарушения речевого развития. Они многообразны и являются одним из наиболее частых поводов обращения родителей к специалистам. Наиболее частые симптомы: отсутствие речи, повторение сказанного другим человеком, неспособность к диалогу, позднее появление в речи и неправильное употребление личных местоимений (особенно «Я»), нарушение звукопроизношения и грамматического строя речи.

3.Неравномерность развития психических функций. При детском аутизме неравномерность развития проявляется разнообразными по степени нарушениями памяти, внимания, целенаправленности, силы, подвижности, устойчивости и др.

4.Повышенная пресыщаемость. Чаще всего пресыщение наступает быстрее, чем в норме, иногда почти мгновенно, поэтому в этих случаях необходимо применение специальных приёмов, позволяющих сделать взаимодействие с ребёнком продолженным (например, частую смену видов деятельности или использование разнообразных форм работы). Если какой-либо вид деятельности находится в русле интересов ребенка, то пресыщение, наоборот, может не наступать очень долго, что грозит развитием опасного для здоровья физиологического истощения. В этих случаях необходимы меры, ограничивающие такого рода деятельность, предупреждающие развитие переутомления и истощения.

5.Стереотипное, однообразное поведение. Проявляется очень разнообразно: в любом виде деятельности, в рутинных привычках и ритуалах.

6.У подавляющего большинства детей с аутизмом слабо развита или не развита вообще способность к подражанию, имитации, что создает значительные трудности в обучении.

7.Особенности интеллектуального развития. Неравномерность развития ярко проявляется и в отношении интеллектуальных функций. Так развитие одних интеллектуальных функции может опережать возрастную норму, других – значительно отставать.

В настоящее время становится все более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

По материалам интернет ресурсов.

Астафьева А.В., фельдшер-валеолог

 

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта
Контраст