Отделение общественного здоровья

Компьютерная зависимость

Покупая компьютер  люди радуются: открывается столько новых возможностей! Но если в доме есть подростки, то порой очень часто семья сталкивается с компьютерной зависимостью.

В чем ее особенность? В 13–15 лет для подростка, увлеченного компьютером,  круг друзей сужается, интерес общения со сверстниками вызван лишь компьютерными играми.

Компьютерные игры  относятся к аутистическим (уход в себя) видам занятий,  и со временем у подростка может возникнуть проблема с социальной адаптацией. Ему будет трудно выстроить доброжелательные отношения со  сверстниками, конфликтной станет учеба, исчезнут все другие интересы. Конструируемый компьютерными программами виртуальный объект называется  симулякр,  он более детализирован,  он преувеличивает реальность,  в нем жизни больше, чем в «реальном»  объекте.  Сидящий у монитора работает с реальными инструментами легко и быстро, все делает играючи,  а в жизни это часто не удается. Действия подростка в игре не могут причинить вред. Здесь есть возможность стать бессмертным. И это притягивает подростков. Монстры в стрелялках фиксируются в сознании подростков.  Любой, сидящий за игрой до полуночи, скажет вам, что и в сновидениях он продолжает отстреливаться от нападающих, чувствует  автомат в руках, как реальный предмет, это ощущение сохраняется при пробуждении.

Клеточная структура мозга у детей, особенно его кора, — еще незрелая, соответственно, и психика ребенка такая же. Необщительные, замкнутые дети чаще «уходят в себя», игра для них — некий личный успех.  В ней никто не допускает обидных оценок, можно забыться и уйти от проблем.

Самая крупная в мире ассоциация психологов — американская APA —пришла к выводу, что видеоигры с элементами насилия оказывают негативное воздействие на детей и молодежь.

Ассоциация заключила, что «игровое» насилие провоцирует «агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи».

Как определить ту тонкую грань, когда безобидное увлечение компьютерными играми перерастает в зависимость?

Все причины, которые могут предрасполагать к формированию интернет-зависимости можно условно разделить на 3 группы: психологические, наследственные, социальные.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе интернет-зависимых людей:

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером в ущерб семье и друзьям;
  • ощущение пустоты, раздражение, депрессия при невозможности сидеть за компьютером;
  • ложь  друзьям, одноклассникам и членам семьи о своей деятельности, проблемы с учебой; 
  • хорошее  самочувствие  или  эйфория  от  предвкушения  «общения»  с компьютером;  нежелание и даже невозможность  «оторваться»  от него  ни  на минуту.

Разумеется немаловажную роль в развитии и формировании компьютерной зависимости играет, помимо психологических причин, наследственная предрасположенность. У подростка, чьи родственники страдали от любого вида зависимости (психоактивные вещества, зависимый тип поведения и межличностных взаимодействий), вероятность формирования компьютерной зависимости в разы выше.

Социальные факторы, влияющие на формирование компьютерной зависимости, это уменьшение внимания и контроля со стороны родителей, в связи с необходимостью много времени уделять работе, недостаточность организации досуга для школьников во внеурочное время, когда дети предоставлены сами себе, влияние средств масс-медиа, которые внедряют понятие «нормальности» образа погруженного в компьютерный мир подростка.

Сегодня много говорят о счастье. Все подростки хотят быть счастливыми. Но в жизни случается разное: горе, испытания. Когда ребенок видит мало утешительного в обыденной жизни, то придумывает свой мир, в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы, компьютерные игры существенно облегчают эту задачу.

Древнегреческий философ Диоген Синопский учил противопоставлять ударам судьбы — мужество, закону — природу, страстям — разум. Компьютерные герои в этом плохие учителя.

Нашим детям надо не убегать от реальности, а окунаться в нее, чтобы в последствии выстоять в жизни.